МУНИЦИПАЛЬНОЕ     АВТОНОМНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

 

614038 г. Пермь, ул. Академика Веденеева, 71

тел.(342)275-26-15         e-mail: Shkola16@obrazovanie.perm.ru          факс(342)2752561

Главная     Наши координаты    Структура сайта 

 

 

Постоянно действующий семинар (ПДС)

Для обсуждения предлагаем следующие статьи из периодической педагогической печати:

ОБСУЖДЕНИЕ

29.12.2016

Педагогическая модель, представленная в статье «Физика в Перевернутом классе», представляет огромный интерес и творческое пространство для современных педагогов. Педагогическая модель «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий по любому учебному предмету, которые строятся на предварительном изучении материала. Применение данной модели становится возможным благодаря использованию сети Интернет для учителя любой предметной области.

Кроме того, эта модель подходит для обучения детей с разным уровнем подготовки и с разными способностями к обучению, т.к. скорость усвоения материала у учеников отличается. Это становится особенно актуальным в свете инклюзивного образования детей с ОВЗ. Так, при объяснении нового материала одни ученики еще не разобрались в сути вопроса, а другие уже потеряли интерес. Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся (особенно по иностранному языку) позволяет учителю создать ситуацию успеха для ученика, повысить мотивацию, вовлекать учащихся в процесс разбора новой темы. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными участниками урока, посвященного новому материалу, а активными участниками по его разбору.

При обучении английскому языку использование модели «перевернутого класса» возможно при выполнении заданий на аудирование, при изучении грамматики, при работе над темами, которые базируются на ранее изученной лексике. Так, например, перед уроком, на котором предполагается задание на аудирование, учащиеся получают домашнее задание прочитать несколько небольших текстов. При работе с текстами ученики должны найти все новые для себя слова, найти их значение в словаре. Во время классной работы учащиеся слушают эти же тексты в более коротком изложении и выполняют стандартные при аудировании задания. В результате работы учащиеся имеют возможность проверить, насколько эффективно они поработали с новыми словами в домашних условиях. Кроме того, данная работа позволяет преодолеть сложности учащимся, у которых есть проблемы с аудированием.

Прежде чем объяснять новый грамматический материал учащимся предлагается посмотреть видео с объяснением нового материала. Современный ученик имеет возможность просмотреть объяснение новой грамматики на русском языке. После этого обсуждение нового грамматического материала происходит уже в классе при выполнении упражнений по теме.

Модель перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя и ученика. Ученики перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Использование данной технологии позволяет возложить ответственность за знания на самого ученика, что может послужить дополнительным стимулом для саморазвития и самореализации. А также создает ситуацию успеха для слабых учеников или детей с ОВЗ.

Фролова Т.П.

21.12.2016

Познакомилась со статьей «Развития инженерного мышления обучающихся», совершенно согласна с автором статьи. Говоря о развитии инженерного мышления школьников, нельзя не сказать о формировании пространственного мышления. Современные  федеральные  государственные  образовательные  стандарты одной  из  основных  целей  изучения  раздела  «Геометрия»  ставят  развитие у  учащихся  пространственного  воображения  и  логического  мышления   путем  систематического  изучения  свойств  геометрических  фигур  на  плоскости  и  в  пространстве  и  применения  этих  свойств  при  решении  задач  вычислительного  и  конструктивного  характера.  Очень  трудно  школьникам  решать  задачи  из  раздела  Стереометрия,  то  есть  задачи,  в  которых  в  первую  очередь  рассматриваются  пространственные  фигуры,  и  эти  задачи  не  только  вычислительного  характера,  но  и,  конечно  же,  задачи,  требующие  построения  этих  фигур,  и  что  не  маловажно   - правильного  построения  пространственных  фигур  на  плоскости.  Таким  образом,  этим  задачам  следует  уделять  особое  внимание,  ведь  понимать  учащимся  такие  фигуры  условно  —  достаточно  сложно,  тем  более  тем  ребят,  у  которых  либо  плохо  развито  пространственное  мышление,  либо  вовсе  сами  ребята  слабо  развитые.  Мы  прекрасно  знаем,  что  изображение  любой  фигуры,  пусть  даже  и  плоской  —квадрата,  трапеции  или  треугольника  с  их  диагоналями,  высотами,  медианами  и  прочим  —  в  тетрадях,  на  доске,  может  быть  искажено,  и  тогда  ученик  может  потеряться  в  чертеже  и  тем  самым  в  самом  решение,  а  что  тогда  делать  с  изображением  пространственных  фигур?    Таким  образом,  одной  из  предпосылок  возникшей  проблемы  является  слабо  развитое,  а  иногда  и  вовсе  не  сформированное  пространственное  мышление.

Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, начинать формирование пространственного мышления надо   с  раненого  возраста,  естественно,  не  обязательно,  рассказывать  о  всех  геометрических  телах  и  их  свойствах,  в  самих  детских  рисунках,  стараться  хоть  немного  соблюдать  пропорции,  рассматривать  во  время  игры  детские  кубики  и  многое  другое.  Но  вот  в  чем  проблема,  очень  многим  не  удается  этого  делать,  возможно,  по  той  причине,  что  не  считают  так  это  важно  в  столь  раннем  возрасте.  Тогда  придется  решать  эту  проблему  в  школьном  возрасте.  И  скорое  всего,  в  случае,  если  в  школьных  дисциплинах  отсутствует  черчение,  то  тогда  можно  воспользоваться  уроками  геометрии.  И  мало  того,  что  можно,  даже  нужно,  ведь  начиная с самых  азов  геометрии,  не  маловажно  — правильное,  не  искаженное  построение  фигур  на  плоскости,  а  начиная  с  конца  9  класса,  уже  и  построение  неискаженных  пространственных  фигур.

Медведева Ю.Б.

Проблемные вопросы, предлагаемые к обсуждению:

  1. Есть ли место игровой деятельности в образовательном процессе школы XXI века?

  2. Мобильные электронные средства учащихся: вредно или эффективно?

  3. Что такое индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ?

По данным вопросам предложены статьи из периодической педагогической печати.

ОБСУЖДЕНИЕ

09.02.2016

Познакомилась со статьей Т. В. Надолинской «Феномен игры в контексте философии, культуры и педагогики», решила, что автор права. Несмотря на то, что мы живем в XXI веке - игра, действительно, является ведущим фактором формирования индивидуальности, незаменимым инструментом гармоничного развития учащихся разного возраста.  Современные технологии использования игровых моментов  позволяют  использовать широкий спектр методических приемов для формирования знаний, умений и навыков по географии. В том числе,  при подготовке и  сдаче ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Задания на экзамене «Определить субъект РФ» и «Определить страну»  можно обыграть в виде игры. В течение всего времени изучения географии игровые моменты используются достаточно часто. Особенно при изучении географической номенклатуры. Игровые моменты на уроках развивают познавательный интерес, и расширяют кругозор.

Т.В.Нечаева

ОБСУЖДЕНИЕ

01.02.2016

Из статьи Т.В. Надолинской «Феномен игры в контексте истории философии, культуры и педагогики» можно сделать вывод, что игра – единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ , свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта (у многих детей наблюдался высокий уровень тревожности). С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой  технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

· творческий, очень активный характер этой деятельности;

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.;

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровые элементы использую на различных этапах урока:

- актуализации знаний;

- изучении нового материала;

- закреплении полученных знаний и умений;

- контроле знаний.

Также провожу уроки в игровой форме, использую деловые игры.

Систему учебно – деловых игр образуют три группы.

Первая группа включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Учебно–деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала учащихся.

Вторая группа  предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения целей, отстаивания своей позиции.

Третья группа включает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством включения ученика в ситуации креативности в деятельности.

Применение игры на уроках

На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока. 

1. Математическая зарядка

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.

2. «Расшифруй»

Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.

       3.  Игра «Третий лишний»

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:

· гектар, сотка, метр;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

5. Игра «Аукцион»

На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.

Заключение. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность.

Л.Т.Юрченко

29.01.2016

Планируя свои уроки, я, как учитель немецкого языка, думаю не только о том, чтобы дети активно работали на уроках и усвоили пройденный учебный материал, но и стараюсь создать условия для индивидуального развития обучающихся. Для повышения мотивации обучающихся, улучшения образовательного процесса, на своих уроках я часто использую различные игры. При выборе игр я стараюсь учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях опираюсь на родной язык.  Я считаю, что использование игр эффективно не только в начальных классах, но и также при обучении детей более старшего возраста.

В.Н. Гараева

29.01.2016

Познакомившись со статьей Т.В.Надолинской «Феномен игры в контексте философии, культуры и педагогики», трудно не согласиться с ее автором.

Действительно, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Вовлечение  детей в игровую деятельность позволяет создать условия для развития творческого начала личности ребенка. А творчество  - это постоянное совершенство и прогресс, сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Мы, как педагоги,  через игру можем диагностировать и познавать ребенка, подбодрить и одобрить его.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, как выиграть. Это прежде всего увлекательное занятие, в игре все равны и она посильна даже слабым ученикам.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр мы стараемся учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности.

Сначала ученик заинтересовывается игрой,  а затем и предметом. Почувствовав интерес, ребята продолжают с увлечением заниматься на последующих уроках и без игры. Однако если не поддерживать этот интерес, то он может угаснуть, поэтому игровые моменты должны присутствовать в деятельности педагога.

Еще А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, она имеет такое же значение, какое у взрослого имеет значение деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Т.В.Нерослова,

 О.Б.Дозморова

13.01.2016

Характерной чертой 21 века стало стремительное внедрение в нашу жизнь огромного количества современных технологий и инноваций. Данный прогресс не обошел стороной и сферу образования. Появление интеллектуальных гаджетов, современных образовательных платформ, систем дистанционного онлайн образования, различных сервисов – все эти новшества стали неотъемлемыми помощниками в организации образовательных и учебных процессов. Ознакомившись со статьей Д.Г.Жемчужникова «Обзор сервисов web 2.0 для создания обучающих игр», можно наглядно увидеть механизм функционирования данных средств. Данный ресурс помогает отрабатывать и закреплять уже наработанный материал и оттачивать свое мастерство конкретной дисциплинарной направленности в интересной интерактивной для учащихся форме. Однако, в связи с тем, что рассматриваемый автором ресурс www.classtools.ru представлен на английском языке, это влечет за собой языковые трудности для тех пользователей, кто не владеет иностранными языками или не владеет им на высоком уровне. В этой связи я хотела бы познакомить вас еще с одним вариантом образовательной интерактивной платформы http://learningapps.org. Данный сайт представлен как на русском, так и на английском, испанском, французском, немецком, итальянском языках. Это значительно облегчает работу с данным сервисом. Данный ресурс включает в себя различные виды заданий и упражнений, посвященных самым разнообразным дисциплинам: речь идет как об общешкольных дисциплинах, так и о предметах профессионального образования: это философия, психология, политика, производственный труд и многое другое. Наш интерес в первую очередь привлекает предметы школьного цикла. Важным, на мой взгляд, является интересный и разнообразный подбор упражнений. Обратимся к разделу иностранного языка, а именно английского. На ваш выбор ресурс представляет задания лексико-грамматического характера, задания, посвященные чтению и пониманию текста, а также упражнения, направленные на увеличение словарного запаса. Особое внимание заслуживает и тот факт, что данный ресурс может быть полезен людям с разным уровнем подготовки по той или иной дисциплине, так как пользователь сам определяет свой уровень знаний, который вследствие предлагает соответствующие уровню задания и упражнения, тем самым оказывая неоценимую практическую помощь в изучении языкового материала. Я уверена, что каждый пользователь данного ресурса откроет для себя полезный источник информации, который обязательно заинтересует своей увлекательной, интерактивной формой.

П.А. Бровина

12.01.2016

Прочитав статью Т.В. Надолинской «Феномен игры в контексте истории философии, культуры и педагогики», хотелось бы поделиться своими мыслями. Я применяю в своей практике дидактические игры на уроках математики в 5,6,7 классах. И считаю, что для данного возраста учащихся игра – необходимая на уроках форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми  необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно проводить не чаще одного раза в месяц. А игровым моментам можно и нужно уделять немного времени почти на каждом уроке.

С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.

 Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их  дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного урока и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность  от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

Несколько примеров игровых моментов на уроках по теме «Действия с десятичными дробями»

1. По периметру класса на карточках –длины рек Пермского края.      Записать их в порядке возрастания: Сылва -492,75 км, Вишера – 415,07 км, Колва – 460,9 км, Яйва – 402,87 км, Косьва – 283,2 км, Коса – 266,34 км, Весляна – 266,7 км, Иньва – 257км, Обва – 247,5км. (Самая длинная – Сылва, самая короткая – Обва).

2. На слайде числа:     25,4   0,9    2,04    14,6    100,9

     Задания:

1)   Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40 млн км²)

2)   Вычесть из первого с конца числа второе число сначала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100 лет)

3)   То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве  пластиковая бутылка.(500 лет)

4)   Сумму всех чисел умножьте на 0.  Стекло не переработается в почве никогда.

3. Задачи – шутки:

       Коля свой дневник закопал на глубину 5,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12,7м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?

       Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?

                                                                                          Ю.Б. Медведева

11.01.2016

Прочитав статью Е.М. Беловой зам. Директора по УВР МАОУ СОШ № 159, г. Уфа, республика Башкортостан «Мобильные электронные средства в образовательной деятельности», хотелось бы поразмыслить и ответить на вопрос «Мобильные электронные средства учащихся: вредно или эффективно?»

Для меня более интересным кажется модель смешанного обучения, где происходит чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным ИКТ. В данной модели сочетаются сильные стороны электронного обучения: гибкость, индивидуализация, интерактивность, адаптивность как возможность организации образовательного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и преимущества традиционного обучения: эмоциональная составляющая личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.

Смешанная модель обучения используется мной для проведения краткосрочного курса «Интернет- общение на английском языке» для учащихся 7- 8х классов. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, где каждый ученик использует для работы ноутбук и имеет доступ к необходимым интернет ресурсам. В процессе работы учащимися создаются следующие готовые продукты:

-заполнение анкеты для поездки за рубеж по программе обмена учащимися

-электронное письмо личного характера

-реклама бытового прибора

Роль учителя на данных занятиях – тьютор, единомышленник, помощник.

Итак, электронные средства в образовательной деятельности играют очень важную роль, так как они стимулируют интерес учащихся к учебному процессу, дают возможность развивать творческие способности, быстро получать нужную информацию, увидеть результат своего труда и самостоятельно оценить его.

В качестве примера хотелось бы показать несколько готовых продуктов.

- продукт 1

- продукт 2

- продукт 3

- продукт 4

Учитель английского языка С. В. Мазунина

28.12.2015

К вопросу:

Есть ли место игровой деятельности в образовательном процессе школы XXI века?

Ключевым вопросом современной школы является процесс гуманизации образования и разностороннее развитие личности ребенка, предполагающие необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые компетенции, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Активное введение в учебный план разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребенка и таких важных психических качеств, как памяти, внимания, пространственного воображения и др., является одной из важнейших задач педагогического коллектива. Именно игровая деятельность направлена на стимулирование познавательного процесса, воспитания самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности и многих других качеств личности. Поэтому мы считаем, что применение развивающих игр по любому учебному предмету способствует достижению цели современной среднеобразовательной школы. В подтверждение данной точки зрения предлагаем вашему вниманию ознакомиться с уже имеющимися наработками по этой проблеме: «Методические рекомендации по развитию внимания у младших подростков посредством игры и игровых ситуаций на начальном этапе обучения английской грамматике».

Т.П.Фролова

22.12.2015

В статье «Мобильные электронные средства в образовательной деятельности» автора Е.М. Белова, зам. Директора по УВР МАОУ СОШ №159, г. Уфы Республика Башкортостан. Предложен интересный опыт работы с учениками при использовании цифрового образовательного ресурса (ЦОР)

Задачами образовательной системы на современном этапе является необходимость в оказании помощи учащемуся самому добывать необходимые знания, познавать новые виды деятельности и уметь применять их на практике.

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки, что непременно наблюдается в статье «Мобильные электронные средства в образовательной деятельности» автора Е.М. Белова, зам. Директора по УВР МАОУ СОШ №159, г. Уфы Республика Башкортостан. Предложен интересный опыт, создана площадка для активного обсуждения.

Учитель технологии Шарапов В.А.

МАОУ «СОШ№16» г. Перми

 

20.12.2015  

Игровая деятельность, как средство развития креативного мышления учащихся, не теряет своей актуальности в образовательном процессе школы 21 века.  Синквейн, как один из приемов организации игровой деятельности на уроке, побуждает учащихся анализировать, прогнозировать, фантазировать, выражать свои мысли неординарно средствами иностранного языка.

Синквейн как средство развития креативного мышления учащихся

В.В. Латышева

 

 

 

   

2008 © Разработка и дизайн  МАОУ "СОШ  №16" г. Перми