Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это российский
коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки
Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства
РФ [1] и способствует достижение целей федерального
проекта
«Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» [2] по
модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Платформа «Сферум» не заменяет традиционный
урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности
осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех
участников образовательных отношений.
Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020
году после вынужденного перехода образовательных организаций на
дистанционное обучение.
Образовательным организациям пришлось применять различные системы, в том
числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами
России. Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к
регулярным срывам занятий и нарушениям учебного процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому
работнику в организации образовательной деятельности. Данный
образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет
его и делает более эффективным [3].
Преимущества использования ИКОП «Сферум»
1.
Функциональность образовательной платформы
ИКОП «Сферум»
используется для решения большого спектра
учебных задач, таких как:
-
общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников
образовательного процесса (публикация опросов и др.);
-
отправка и хранение учебных материалов;
-
организация
дистанционных занятий с учащимися, в случаях, когда посещение очных
занятий невозможно (введение карантина в образовательной
организации, неудовлетворительные погодные условия, участие
обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и
др.);
-
повторение
пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;
-
организация внеучебной деятельности обучающихся
(проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий,
олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
-
организация сетевого взаимодействия (подключение к
занятиям сотрудников иных образовательных организаций,
культурно-просветительских организаций);
-
проведение
родительских собраний посредством видеоконференцсвязи;
-
трансляция
концертов образовательной организации и соревнований в режиме онлайн;
-
ведение информационного канала образовательной
организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
-
осуществление профессионального роста и развитие
компетенций педагогических работников (участие в обучающих вебинарах,
в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим,
разработчики коммуникационной платформы продолжают развитие данного
сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет
действующий электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и
расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками в
АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для
учеников и родителей также через
федеральную государственную информационную систему «Моя школа».
2.
Платформа является российским программным
обеспечением, созданным для образовательной сферы
Согласно
действующему законодательству при предоставлении государственных и муниципальных
услуг, выполнении государственного или муниципального задания, запрещено
использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или)
иностранным гражданам информационных систем и (или)
программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и
(или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно
между пользователями этих информационных систем и (или) программ
для электронных вычислительных машин [3].
Под данное
ограничение на использование попадают иностранные информационные системы
для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое
распространение при организации коммуникаций педагогов с учащимися и
родителями. На сайте федеральной службы по надзору
в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным на 01
марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум»
применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для
использования при предоставлении государственных и муниципальных
услуг, выполнении государственного или муниципального задания, в том
числе в сфере образования.
Аналогичных
федеральных государственных образовательных платформ в Российской
Федерации, созданных для коммуникации участников образовательного
процесса не создано, ИКОП «Сферум» является единственным отечественным
решением для использования в образовательной среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для
электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре
N
10192). Данные в Реестре российского программного обеспечения
https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса
и дата-центры находятся в России. Разработчиком и правообладателем
образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК», которое
входит в группу компаний
VK.
VK
осуществляет свою операционную деятельность на территории России и
действует в соответствии с российским законодательством.
VK
(МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории РФ -
в специальном административном районе на острове Октябрьский
Калининградской области.
3.
Безопасность
Платформа «Сферум»
- это закрытое и безопасное пространство,
в чатах находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся
и их родители.
Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса/группы. В учебном
профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.
Присоединение
обучающихся и родителей к учебным чатам образовательной платформы
возможно через личный кабинет электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС»
либо при получении ссылки-приглашения в чат от учителя. Более детально
механизм создания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и алгоритм
присоединения к чатам описан в
инструкции,
а также на сайте образовательной платформы
https://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум» не
влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте». Если у
пользователя уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в учебный
профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не
могут переходить на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о
существовании таковых) [5].
VK-технологии
повысили уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко
просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и завершить
неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей безопасности
VK-технологии
предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа
секретным кодом [6].
Документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие использование
коммуникационной платформы
[1]
Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной
государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения
в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и
исполнения государственных и муниципальных
функций в электронной форме» (далее – Постановление Правительства РФ
№1241);
[2]
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018
№ 16;
[3]
Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023
N
2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу
распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021
N
3427-р»;
[4]
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
[5]
Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023
N
04-423 «Об исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями
для педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»);
[6]
Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении
методических рекомендаций»;
[7]
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
|